«И потому, познавший камень
Движенье времени постиг
И от общения с веками
Дороже ценит каждый миг»

Кондратковская Н.Г.

На территории РФ насчитывается более 10 естественных и искусственных пещер, использующихся для проведения регламентированной экскурсионно-рекреационной деятельности и имеющих специальное оборудование, обеспечивающее безопасность посетителей, а также защиту объекта от несанкционированного доступа. Во всем мире признано, что использование пещер для массового туризма в коммерческих целях возможно лишь при условии их оборудования и сопровождения экскурсий просветительской программой. Становление экскурсионной деятельности в Кунгурской Ледяной пещере начиналось с 1914 года и связано с именем первого экскурсовода Александра Тимофеевича Хлебникова. Кунгурский мещанин стал арендатором, приступил к расчистке завалов, обустройству крепежей и созданию экскурсионных маршрутов. Пещера в то время была открыта для посещений в любое время суток, посетителей снабжали специальной одеждой и обувью. Осмотр продолжался 3 – 5 часов до Большого подземного озера.

Оплата производилась по соглашению. С 1930 – по 1938 гг. пещера находилась в ведении Отдела Народного образования и история передачи пещеры в органы управления продолжалась до 1948 года. Находясь в ведении Кунгурского горисполкома, пещера была в нетерпимом положении. О чем записано в докладных на имя председателя ВЦСПС Кузнецова «Пещера, имеющая мировую известность, находится в нетерпимом положении, необходимо благоустройство входа и тропы», но записка осталась без ответа. В 1946 году на базе Уральского филиала комплексной научно – исследовательской станции МГУ организован Кунгурский стационар по изучению карста и пещеры. Его руководитель Вячеслав Семенович Лукин энергично взялся за обустройство пещеры, которая стала впоследствии естественной научно – исследовательской базой. Опираясь на научный потенциал, сотрудники организовали культурно – просветительскую работу, систематическое исследование по воссозданию жизни и самобытности пещерного уральского феномена.

Любопытство, желание познать мир влекут в пещеру множество посетителей. Соприкасаясь с сотворенным за тысячелетия подземным миром, неосторожный человек наносит значительный вред. Пещера – часть природного наследия, о которой часто забывают, несмотря на то, что пещерные системы – это удивительная и прекрасная часть естественных ландшафтов. Почти 100-летний опыт экскурсионной деятельности Кунгурской Ледяной пещеры, показывает, что воспитание экологической культуры посетителей может быть успешным через обзорные и тематические экскурсии. Экскурсию в пещеру можно отнести к природному туризму, объектом которого является любая природа. Объектами собственно экотуризма могут быть как природные, так и культурные достопримечательности, природно-антропогенные ландшафты, где традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой. Исключительная роль Кунгурской Ледяной пещеры в туристском пространстве России имеет свои причины – это и многолетнее оледенение, чередование объемных гротов и узких проходов, подземные озера, причудливые формы рельефа и исключительно выгодное транспортно – географическое положение объекта на автомобильной и железнодорожной магистралях.

В 2006 году сотрудником лаборатории П.Н. Сивинских был проведен учет сохранившихся надписей в Ледяной пещере. Разделив их на три группы: специально – технические; информационные надписи; личные подписи посетителей. Около 100 надписей на сегодняшний день сохранились и отчетливо читаемы с середины XIX века. В начале XX века и до освящение пещеры(1962 г.) надписи от грота Крестовый до грота Хлебниковых в основном личные. В 1980–х годах в период профсоюзного туризма посетители царапали стены острыми предметами, оставляя названия городов и свои фамилии, но уже через 20 лет отношение к пещере изменилось. Прежде всего, потому, что группы сократили от 100 до 25 человек, и экскурсоводу стало легче контролировать весь процесс подземного путешествия. Важно отметить, что с открытием границ для россиян, с возможностью путешествий по миру, появился опыт, культура посещений пещер, возможность сравнения с другими подземными пространствами. Но главное, на наш взгляд человек через геологические, палеонтологические, палеоклиматические знания приходит к философскому осмыслению картины мира.

После летнего сезона на предприятии «Сталагмит» объявляется конкурс фотографий и рисунков по Предуралью. Участвуют в котором и дети, и взрослые. А о том, что Кунгурская пещера открывается заново для человека, говорит факт неоднократных посещений туристов даже в течение одного сезона. Высокий профессионализм и увлеченность экскурсоводов своим делом становятся открытием для посетителей пещеры, и само общение детей с экскурсоводом нередко меняет отношение детей к истории земли, к геологии. За время экскурсии, происходит открытие нового и неожиданного и в самих себе и в мире вокруг них. И именно эти открытия оказываются тем стимулом, который в дальнейшем влияет на их мотивации и превращает в ответственных граждан страны.

Близость Кунгурской Ледяной пещеры к крупнейшим агломерациям Урала и Поволжья позволяет привлекать туристов на выходные и на более длительное время. Природный комплекс Предуралья – это организация экологических экскурсий и создание экологических троп. Территория Предуралья – это юго-восток Пермского края, самобытная в природном и социально-экономическом отношении территория. В этом месте собственно Уральских хребтов нет. Цепи Уральских хребтов – увалов тянутся восточнее границы области. Уральская геосинклиналь имеет на этих широтах необычайно широкий Предуральский краевой прогиб, на основании которого сформировалась платообразная и холмистая увалистая поверхность. Это ареал сульфатно-карбонатных горных пород и карста. Река Сылва с притоками разрезала обширное Уфимское плато, создав глубокие, часто скалистые долины. Долина Сылвы приобретает каньонообразный характер от села Усть-Кишерть до Кунгура. Здешние скалы, нередко именуемые Сылвенскими рифами, являются замечательным музеем природы под открытым небом. И на протяжении двадцати лет туристское предприятие «Сталагмит» организует экологическую тропу для туристов, прибывающих из разных уголков России. Необычайно популярными за последние три года стали палеонтологические экскурсии к скалам Ермак и Чикали. Ермак является скалой заповедной, на ней сохраняется реликтовая флора. Проводят экологические прогулки и экскурсии высокопрофессиональные специалисты, научные сотрудники музеев, Горного института и Пермского Государственного Университета. Самой северной точкой Уфимского плато и частью Сылвенского кряжа является Спасская гора. Ее уникальную растительность впервые описал 100 лет назад ботаник С.И. Коржелинский. С тех пор ее флора известна ученым всего мира. Растительность горы представляет различные эпохи жизни на земле. Исследователь флоры А.М. Пономарев встретил 71 вид лесостепных и степных растений на гипсовых и известняковых склонах Спасской, Ледяной, Греховской, Подкаменной гор и в пойме Сылвы. В проведении экологических экскурсий на названные уникальные объекты мы широко используем междисциплинарные подходы. Одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности школьников-экскурсантов. На экскурсиях используется основной метод ознакомления детей с природой – наблюдение. По мнению психологов, наблюдение – это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие. Анализируя объект наблюдения: раскладывая его мысленно на составные элементы, турист вычленяет в нем наиболее существенные части. Тот, кто умеет вычленить самое существенное, специфическое, в наблюдаемом объекте, считается наблюдательным человеком. Основа наблюдения – выявление специфических черт облика и повадок пернатых, насекомых. Компенсируя нехватку времени наблюдений на экскурсиях, экскурсовод дает задание по наблюдению за птицами в не экскурсионное время и что удивительно, эти дети через год приезжают на орнитологические экскурсии, вооруженные знаниями, опытом и жаждой узнать новое.

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности. Здесь формируется система представлений о природных комплексах (биоценозах).

Автор статьи: Методист Кунгурской Ледяной пещеры, Экскурсовод высшей категории, психолог Козлова Надежда Николаевна